Взрослому проще: он понимает, что жизнь это не сказка, что она наполнена различными событиями. Наряду с успехами, взлетами и радостями, случаются поражения и неудачи. И даже не каждый взрослый, который умеет анализировать ситуацию и контролировать свои поступки, принимает их достойно. Здесь мало только этих навыков, необходимы выдержка, мужество, понимание, что всегда есть победитель и побежденный. И победитель заслуживает свою победу.
Найдется немало взрослых, которые не смогут спокойно признать себя побежденными, что уж говорить о маленьких детях. Поэтому научить их этому необходимо как можно раньше.
Ребенок любит играть в обществе других детей, в обществе своих родителей. Ему интересно и весело. Но в играх и занятиях, результат которых зависит от него одного (соревнования, учеба, поделки и т.п.), очень часто малыш ведет себя прямо противоположно: злится, разбрасывает вещи, просто уходит в сторону. Родителям становится неловко, они начинают укорять ребенка. Здесь нужно проявить выдержку и сказать ему, что цените его за личные качества, а не за результат. И если он будет настойчив и старателен, то обязательно придет к победе.
Многие современные родители стремятся заняться обучением ребенка как можно раньше. Благо методик и развивающих центров для этого предостаточно. Однако психологи бьют тревогу: нельзя обмануть природу. Нервная система малыша, мозг, способности развиваются по строгим законам, в определенной последовательности, с определенной скоростью. И как бы родители не старались, познание мира идет сначала через звук, цвет, запах, а уж потом через абстрактное и логическое мышление, умение обобщать. Поэтому не переусердствуйте, не превращайте занятия в самоцель. Если родители не будут считать поражением неумение ребенка в три года читать и по-русски, и по-английски, он тем более не станет чувствовать себя неудачником.
Став немного постарше, ребенок поймет, что стать первым довольно сложно, и не всегда получается. Это бьет по его самолюбию, отпадает желание вообще стараться, учиться чему-то новому. В это время родители замечают, что ребенок перестает выполнять элементарные вещи, «забывает» то, что раньше делал прекрасно. Начинает утверждать, что сам все знает лучше всех. Страх разоблачения в этой ситуации приводит к агрессии и отказу от какой бы то ни было помощи. Либо начинает хитрить, придумывать свои правила с целью выиграть.
Родителям необходимо объяснить ребенку, что не уметь делать что-то лучше других и ошибаться – это естественно, и никто от этого не застрахован. Доверительная и спокойная беседа добавит ребенку уверенности в себе.
Нет обычных детей, каждый от природы имеет определенные способности. И если их обнаружить и развивать, хорошие результаты не заставят себя долго ждать. Это прекрасно, и для повышения самооценки тоже полезно. Но бывает, что попадая в коллектив, ребенок обнаруживает наличие аналогичных способностей у других детей. Вот здесь начинается соперничество, не всегда здоровое: в ход идут хитрость, агрессия, манипуляции. Задача родителей – сделать конкуренцию честной и необидной. Проигравшего – успокоить и поддержать, победителю - отметить его настойчивость, целеустремленность и трудолюбие. Ни в коем случае не сравнивать и не критиковать!
Каждый ребенок – индивидуальность, поэтому помогите остаться ему самим собой.