В воспитании детей семья является фундаментом, на котором строится личность ребенка. Конечно, когда появляются неприятности у ребенка, то часто в этом обвиняют детский сад и школу. На самом деле ничто не может сравниться с влиянием, которое оказывают на ребенка его родители. Многие, наверное, удивятся, но как личность ребенок формируется более чем наполовину к семи годам, то есть еще до поступления в первый класс. А разве есть в этот период для него кто-то ближе, чем папа и мама?
Вот и получается, что родители и есть первые, главные и бессменные воспитатели. И зачастую корни неуспешности уже выросших детей идут из семьи. Поэтому родители должны чувствовать ту огромную ответственность, которую накладывает на них рождение ребенка, ответственность за его судьбу.
Семья – это особый коллектив, внутри которого ребенок растет, развивается, приобретает нравственные ценности. Члены семьи связаны общим бытом, моральной и правовой ответственностью, проявляют заботу и оказывают взаимную помощь. В семье приобретается первый жизненный опыт, делаются первые наблюдения. Очень важно, чему учат взрослые детей, какой пример показывают. И если взрослые говорят, что лгать плохо, то должны подтвердить это личным примером, иначе грош цена такому воспитанию. А дети - очень тонкие психологи.
Другая проблема – разные подходы к воспитанию в семье. Задача родителей – прийти к какому-то общему решению и стараться обсуждать эти вопросы в отсутствие ребенка. Дети быстро принимают сторону того из родителей, чье мнение для него более выгодно, но не всегда полезно.
В каждой семье складывается своя система воспитания: своя цель, свои методы и свои запрещенные приемы. Выделяют четыре основных типа межличностных отношений в семье: диктат, опека, невмешательство, сотрудничество.
Для диктата характерно систематическое подавление инициативности, чувства собственного достоинства ребенка. Если среди методов воспитания на первом месте стоят приказы и насилие, психическое или физическое, то в большинстве случаев это вызывает сопротивление, проявляющееся в лицемерии, обмане, грубости, а иногда присутствует и откровенная ненависть. Авторитарность родителей подчас лишает детей самостоятельности, веры в собственные возможности, следствием чего является недоразвитие личности ребенка.
Опека ограждает ребенка от забот, усилий, работы над собой, тем самым тормозя развитие. Родители блокируют процесс подготовки к столкновению с реальностью. Психологические наблюдения показывают: дети из таких семей наиболее часто подвержены срывам в подростковом возрасте. У диктата и опеки результат совпадает: у детей отсутствует инициатива, самостоятельность, они не могут решить элементарные жизненные задачи.
Позиция невмешательства предполагает независимое существование в семье двух миров: детей и взрослых. Казалось бы, вот возможность для развития самостоятельности. Но пассивность родителей, которая является характерной чертой этого типа семейных отношений, лишает детей столь необходимого общения с родителями. В такой семье отсутствует доверительность, взаимопонимание и поддержка. Это может привести к постепенному отчуждению родных людей, что противоречит самому понятию семьи.
Сотрудничество объединяет членов семьи общими целями и является наиболее правильным типом семейных отношений. В этом случае появляется возможность преодолеть эгоизм ребенка. А семья выходит на высокий уровень межличностных взаимоотношений, становясь коллективом.
Каждый решает сам, какой тип семейных взаимоотношений будет в семье, но нужно помнить, что те представления о мире, которые заложены в ребенке семьей, останутся с ним на всю жизнь и будут играть решающую роль в его судьбе.